Образовательные
стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют
«развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов
деятельности». Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л. С.
Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, в которых
указывается на зависимость познавательного развития учащихся от характера
организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Умение
учиться – особое, отличное от других умений школьных умений. Именно его
сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень
личностного развития: он учится приобретать знания.
Главная
задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы
должен овладеть компонентами учебной деятельности:
-
самостоятельно разбираться в учебной задаче;
- находить
способ её решения;
- сравнивать
свой результат с правильным ответом;
- адекватно
оценивать себя и свои действия;
-научиться
применять полученные знания в любой нестандартной ситуации
В рамках
федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего
образования, обучающиеся четвёртых классов начальной школы, выполняют задания
по русскому языку и математике в тестовой форме по принципу ЕГЭ.
Тестовая
форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют
решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками.
Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного
помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться
самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию
учения каждого ребёнка.
Индивидуальная
траектория учения - это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в
учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации
образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами
работы и контроля учебных достижений учащихся.
Урок
нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они
изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения
учебного материала каждым учащимся, является тестовая технология.
Однако,
назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний,
умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе
изучения программного материала.
С помощью
тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль,
потому что обычная контрольная работа оценивает конкретный результат, а тест
позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий,
проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Тесты
предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность,
способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. Таким
образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную
«болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить
соответственно коррекционную работу.
Тестовая
технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над
качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической
тревожности, стрессовое состояние.
Цель данной методической разработки - помочь
создать организационно-педагогические условия использования тестовой технологии
для подготовки обучающихся к успешному выполнению тестовых заданий в начальной
школе.
Методическая
разработка содержит конкретные материалы, которые педагог может использовать в
своей работе: важнейшие положения тестового контроля, основные функции, виды и
формы тестов, подходы создания тестовых заданий, требования к их составлению.
В данной
методической разработке предлагаются тестовые задания по образовательным
областям базисного учебного плана «Филология» (русский язык, чтение) и
«Математика».
Содержание
всех видов тестовых заданий соответствует обязательному минимуму содержания
начального общего образования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, оканчивающих
начальную школу.
Тестовые задания
представлены в нескольких вариантах, открытой и закрытой формах,
комбинированные тесты. К каждому заданию определены цели работы, предлагаются
инструкции для учителя и обучающихся, ключи, критерии оценивания.
Из
предложенного комплекта тестовых заданий учитель вправе выбрать наиболее
приемлемые для своего класса и использовать их в соответствии с примерным
графиком, предлагаемым в методической разработке.
Методическая
разработка состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных
источников, приложений. В первом разделе представлена система работа по
формированию способности к итоговому тестированию.
Во втором - комплект тестовых заданий
по русскому языку и математике для выпускников начальной школы для глубокой
диагностики знаний, умений и навыков обучающихся.
В приложениях
собраны материалы, раскрывающие результативность и целесообразность использования методической разработки на
практике.
|