Методы контроля развития художественных и музыкальных
способностей учащихся.
Учить
ребенка видеть мир — вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в
детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивать в детях
способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Эстетическое образование начинает играть все
большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к
педагогике развития и воспитания на основе знаний, умений и навыков. В условиях
идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача
духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между
поколениями. Растет интуитивное понимание того, что искусство наиболее
эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую
принимать решения в любых жизненных ситуациях. Поэтому курсы ИЗО и музыка
включёны в число базовых общеобразовательных предметов в практике
отечественного образования.
В
этих условиях задачи школы и преподавателя ИЗО и музыки значительно
усложняются. Приоритетной становятся задачи: дать необходимые теоретические
знания и практические навыки «вхождения» в культуру, которые будут
способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения
историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры» ; научить
учащихся ориентироваться в поистине безбрежном океане мировой художественной
культуры для последующей адаптации в реалиях современной жизни и выработки
собственного вектора
развития.
Учитель
должен уметь разрабатывать контрольные мероприятия по курсу
своего предмета, являющиеся важным звеном учебного процесса, от правильной
постановки которого во многом зависит успех обучения.
Нелишне вспомнить и
точку зрения Б. Г. Ананьева, который считал, что отсутствие контроля, оценки
знаний учащихся в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это
воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно
стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить
собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены
действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков,
полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников»
Целью
данной методической разработки является: изучение методов
контроля за развитием художественных и
музыкальных способностей учащихся на уроках музыки и ИЗО.
Для
достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1)выяснить,
каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся на уроках образовательной
области «Искусство»;
2)
систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля за развитием
художественных и музыкальных способностей учащихся;
3)
разработка методики применения различных форм контроля на уроках предметной
области Искусство. |