1. Понятие о методах поощрения.
Стимулом
в Древней Греции называли деревянную палку с заострённым наконечником, которой
пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. (35,40)
Как
видим, стимулирование имеет не очень приятную для людей этиологию. Но что
делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных стимулах, одни из
которых, благодаря тому, что он существо, наделённое разумом, он черпает из
внутренних источников, находит внутри себя, а другие создаются внешними силами.
Прямое и непосредственное назначение стимулов -ускорять или, наоборот,
тормозить определённые действия. С древних времён известны такие методы
стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Отсюда я
могу сделать вывод, что из группы методов стимулирования и мотивации, можно
выделить, что он не применяется в современной педагогике. Наоборот, метод
поощрения за долгие годы претерпевал у совершенствования и новаторства. Это
основной метод в группе методов стимулирования и мотивации и наиболее
важный.(38,79)
В
современной педагогике метод поощрения широко рассматривается многими авторами
в их классификации. Например, Бабанский, Сластёнин, Баранов, Подласый,
Пидкасистый и др. Такие многие известные педагоги указывали на важность именно
этого метода - Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и другие. В своих работах
педагоги строили свою работу на этом методе, как в процессе обучения, так и в
воспитательных целях. Поэтому я решила остановиться более подробно на методе
поощрения в процессе обучения.
Активная
познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а
это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих
качеств личности - познавательная активность. Эта черта личности проявляется в
направленности и устойчивости познавательных процессов, стремление к
эффективному усвоению знаний, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной
цели. Необходимость формирования познавательной активности заставляет учителя
искать средства активизации и управления учебно - познавательной
деятельностью.
Важным
фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. В
первые годы учёбы у ребёнка ещё мал опыт познавательной деятельности,
недостаточно развиты учебные умения, слабы психические регуляторы деятельности.
Учителю важно помнить о неустойчивости методов учения, особенно познавательных,
у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования учебно-познавательной
деятельности может замедляться. Положительные эмоции сопутствуют формированию
познавательных действий. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно
нуждается в одобрении и признании. Важнейшим результатом применения поощрения
как дидактического метода должно стать формирование потребности самой
деятельности как высшей формы поощрения.
Таким
образом, в поощрении заключается факт признания и оценки достижений ребёнка,
при необходимости - коррекция знаний, констатация настоящего успеха,
стимулирующая к дальнейшим действиям. Поощрение развивает внимание, память,
мышление, формирует познавательный интерес и т.д.
Применение
поощрений должно идти от более простых к более сложным. Ш.А. Амонашвили
попытался систематизировать применяемые в школе виды поощрений. Все поощрения
он классифицировал по средствам выражения:
1.МИМИЧЕСКИЕ
и ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ - это например, аплодисменты товарищей; улыбка учителя;
ласковый взгляд учителя; пожатие руки; учитель погладил по голове.
2.СЛОВЕСНЫЕ
- это, например, такие как:
- Умница! Молодец!
-
Вы
сегодня хорошо поработали! 1
(В конце
урока учитель называет фамилии учеников, хорошо поработавших).
3.МАТЕРИАЛИЗОВАННЫЕ
- это флажок на парте; значок «Грамотейкин», «Лучший счётчик» и т.п.;
благодарность в дневнике; звёздочка на обложке тетради.
4.ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ
- это познавательная игра; более сложное задание.
Выбор поощрений зависит от личности самого учащегося, от того, насколько
сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребёнка к |